Чу-Детство

гармоничное развитие детей
Текущее время: 25 сен 2018 19:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 22:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
Девочки,подскажите, когда можно вести дневник наблюдений за природой? Лизе уже скоро 1 и 7. Начала я было вести в простой тетради, как все мы в школе делали (условными обозначениями в клетках напротив дней недели) ,но дочь мой энтузиазм не разделила :-) . :ni_zia:
Может рано еще? Но я хочу начать вести сейчас, чтобы когда Лиза подрастет можно было сравнивать погоду,сопоставлять,учить анализировать.Да и на данный момент как-то учить наблюдать за происходящим на прогулке.
Или придумать другой вид самого дневника? Может, на большом ватмане и в игровой форме со стишками? Так и стихи запомнить про погоду и времена года можно. У кого-то есть красивые рисунки для обозначений погоды? Или короткие стишки про дождик,снег,солнышко,ветер,тучки?Пожалуйста,поделитесь ссылками, или самим текстом стихов.Заранее спасибо. :smu:sche_nie:


Или интересные народные приметы о погоде и природе.

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Последний раз редактировалось Bulkina 03 окт 2009 23:39, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наблюдаем за природой.
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2190

Автор: Юлия Каспарова
14.01.2009

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее, умения читать в три года.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, что бы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные превращения, которые подарила природе зимушка-зима. Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность - пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны. Главное - желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму!

Приметы зимы

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег - это замерзшая вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?) Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится?

Если ребенок уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же зимой становится холодно. Проще всего это сделать при помощи глобуса и настольной лампы. Обратите внимание юного астронома на то, что земная ось немного наклонена и потому солнышко нагревает Землю неравномерно. Когда на одной половинке Земли лето, на другой - зима. Но вот Земля пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с летом меняются местами. Можно вырезать из бумаги фигурки детей в зимней и летней одежде, повращать глобус вокруг солнца-лампы и подумать, какое время года будет в разных местах "земли".

Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям.

Расскажите крохе, что зимой дни становятся короче, а ночи - длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если малыш не ходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху. Это может быть вечерняя прогулка или то время, когда приходит с работы папа. Главное, чтобы событие повторялось изо дня в день примерно в одно и то же время. Тогда и уменьшение светового дня будет наглядным.
В гости к деревьям

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.

Рассмотрите вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие «спящие» ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнутся листья. Чтобы ускорить процесс, устройте растениям "ванну" - положите их в теплую воду (30-35градусовС) и оставьте на 6-12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам с малышом настоящее чудо.

Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.

Наверное, ваш ребенок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче - помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать то или иное дерево или куст совсем непросто. Это будет интересной исследовательской задачей для крохи. Обратите внимание ребенка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где-нибудь на ветках засохшие листочки. Березу сразу можно отличить по коре, иву - по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя - по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать зимой. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говорят, что большой урожай рябины - к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина - настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезет, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально "сметают" рябиновые грозди в считанные минуты.

А что бы еще лучше запомнить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: "Раз, два, три, к березе беги!" А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет кроха…

Лесная прогулка

Конечно, интереснее всего искать приметы зимы в настоящем лесу. Кажется, что жизнь здесь замерла. Куда же подевались все летающие, бегающие, прыгающие насекомые, которых летом здесь было великое множество? Пусть ребенок сам попробует ответить на этот вопрос. А потом предложите ему отыскать заснувших на зиму насекомых. Если вы заметите старый трухлявый пень, отверните кусок его коры. Кого только не встретишь там: всевозможные жуки, гусеницы, бабочки, мухи. Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Если взять одно насекомое, посадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелится. Так и весной: пригреет солнышко - и все бабочки и мошки выползут из своих зимних убежищ.

Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке - невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.

Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше эта прослойка. Но рыбам все равно хватает.

Не забудьте дома почитать с малышом книжки, подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В. Бианки. Это "Синичкин календарь", "Где раки зимуют", "Заяц, косач, медведь и Дед мороз", "По следам" и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы, их тоже стоит пересмотреть вместе.

Календарь наблюдений

Само это словосочетание, «календарь наблюдений», нередко вызывают содрогание у взрослых. Сразу вспоминаются школьные уроки природоведения и утомительная необходимость отмечать ежедневно температуру воздуха, осадки, направление ветра… Но для малышей, поверьте, - это увлекательнейшее занятие, и к тому же полезное. С его помощью кроха сможет закрепить все те знания, которые он получил во время ваших замечательных прогулок.

Сделать такой календарь не сложно. Возьмите большой лист бумаги, расчертите на квадратики по количеству дней в месяце. Квадратики должны быть довольно большие. Сверху крупно пишем название месяца. Если удастся найти в старых книгах и журналах картинки, подходящие данному времени года, пусть ребенок их вырежет и наклеит на полях календаря. Теперь каждый день будем подписывать очередной квадратик: число и день недели, а помимо этого, изображать в клеточке то, что посчитаете нужным. Можно наблюдать за погодой и рисовать в клеточке определенный символ: солнышко, облачко, снежинку и т.д. Можно учиться определять температуру по градуснику. Можно рисовать все, что увидели на прогулке: синичку, ворону, рябину, собаку определенной породы, следы на снегу и т.п. А можно заранее отмечать знаменательные события (день рождения, поход в цирк, театр и т.п.), а потом считать, сколько дней до них осталось.

Интересных и познавательных вам прогулок и занятий!

Из личного опыта

Можно купить в магазине меленькие наклейки со всевозможными картинками и символами. С их помощью удобно обозначать многие события и не только. Я, например, купила дочке наклейки со "смайликами" и теперь она каждое утро кроме природных явлений отмечает еще и свое настроение: веселое, грустное, сердитое, злое. Это дает ей возможность как бы посмотреть на себя со стороны, осознать свое настроение и легче справиться с негативными эмоциями.

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наблюдаем за природой.
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
Вот еще нашла о наблюдениях за природой.

http://www.skitalets.ru/books/vam_turists/#22(целая статья)



Фенелогические наблюдения

В природе нам постоянно приходится наблюдать сезонную периодичность явлений. Меняются времена года, меняется вместе с ними и природа. Эта закономерность особенно ясно выражена в умеренном поясе Земли.

Наука, изучающая сезонное развитие живой природы - растительности и животного мира, - носит название фенологии. Фенологические наблюдения не требуют сложного оборудования и доступны каждому. Они состоят из записи дат (число, месяц, год) наступления сезонных явлений в жизни растений или животных. Например, записать дату зацветания рябины, созревания пшеницы, листопада у березы, появления первых мух, прилета грачей и т. д. - значит вести фенологические наблюдения.

Наблюдения над растениями называются фитофенологическими, над животными - зоофенологическими.

Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение. На основе их определяют лучшие сроки проведения тех или иных сельскохозяйственных работ, лесных посадок, сбора семян плодовых деревьев, грибов, ягод, а также рыбной ловли, охотничьего промысла, предугадывают и предупреждают массовое развитие вредителей. К сожалению, фенологические наблюдения в нашей стране приурочены главным образом к густонаселенным районам, а малонаселенные и труднодоступные горные области, обширные таежные массивы, громадные территории тундры и лесотундры с этой точки зрения еще не изучены.

Наиболее полноценные данные по фенологии можно получить, ставя наблюдения на постоянных стандартных участках (так называемых пробных площадях), где исследования ведутся из года в год.

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наблюдаем за природой.
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:29 
Не в сети
Лучший помощник Деда Мороза
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июл 2009 23:01
Сообщения: 867
Откуда: Украина Житомир
Юль, смотри, что нашла http://www.babyroom.narod.ru/kalendar.html

_________________
Изображение
Изображение
Изображение

НАШ ДОМИК
Идите не просто до конца - идите дальше, чем планировали. Требуйте луну с неба, и вы поразитесь тому, как часто вы будете её получать!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наблюдаем за природой.
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
Метеорологические наблюдения(выложила интересные для нашего сайта места)


Признаки погоды малооблачной, без осадков (летом теплой, зимой морозной).
1. При заходе и восходе солнца заря желтая, золотистая, розовая. Зеленоватый цвет ее указывает на длительное сохранение характера погоды.
2. После ненастья постепенное ослабление ветра, прекращение осадков, уменьшение облачности, летом ночью похолодание.
3. С восходом солнца появляются .кучевые облака. К полудню размеры их увеличиваются. К вечеру облака растекаются и после захода солнца совершенно исчезают.
4. После захода солнца на траве появляется роса, которая усиливается перед восходом солнца, а с восходом его исчезает. Весной и осенью вместо росы на земле и крышах образуется иней.
5. Летом ночью над низкими местами (болотами, лощинами, речками) скапливается туман.
6. К вечеру и к ночи в низинах и долинах становится холоднее, чем на возвышенностях, в лесу - теплее, чем на открытых местах.
7. В горах дымка покрывает вершины.
8. Летом ночью совсем нет ветра. К полудню он усиливается, а к вечеру снова стихает.
9. Днем ветер дует с моря, ночью - с суши.
10. Давление воздуха увеличивается.

Признаки ненастной погоды (облачной, с обложным дождем или снегом и ветром).
1. На горизонте появляются тонкие перистые облака, вытянутые в виде нитей с загнутыми концами. Такие облака показывают, что ненастная погода находится от нас на расстоянии 900 - 1 000 км и может наступить приблизительно через 20 часов.
2. Тонкие перистые облака постепенно затягивают все небо и переходят в перисто слоистые облака, располагающиеся плотным слоем. Если эти облака закрывают солнце или луну, то вокруг них появляются белые круги. Дальше уже надвигается сплошная облачная пелена. Солнце и луна становятся невидимыми. Через некоторое время начинается дождь или снег.
3. Вечерняя или утренняя заря приобретает красную, иногда даже багрово-красную окраску. Солнце садится в тучу.
4. Ветер резко меняет направления и к вечеру усиливается.
5. В горах ночью ветер дует из долин в горы, днем - наоборот.
6. Давление воздуха падает.
7. Роса или иней не появляются.
8. Вечером теплее, чем днем.
9. В низинах и на возвышенностях, в лесу, я на открытых местах - одинаковая температура воздуха.
10. В горах понижение температуры в утренние часы.
11. Образовавшийся вечером туман "тает" до восхода солнца, не стелется по воде, а поднимается вверх.

Признаки переменной погоды (с кратковременными осадками, летом грозами и с последующим похолоданием).
1. На горизонте видны перисто-кучевые облака в виде мелкой ряби.
2. Появляются вытянутые облака, похожие на огромные зерна чечевицы.
3. В летнее время вечером или утром образуются облака в виде зубцов или башенок.
4. Одновременно наблюдается несколько ярусов облаков.
5. Летом создается ощущение духоты - парит.
6. Давление воздуха сначала мало изменяется, затем внезапно начинает понижаться.

Прогноз погоды по народным приметам позволяет предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и па срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам. Причем наблюдения за природой нужно вести непрерывно - тогда при определенном навыке это позволит очень точно предсказать погоду на сутки и ближайшие несколько часов (постоянное наблюдение должно войти в привычку).

К хорошей погоде.
1. Луна (при восходе) окаймлена красным, быстро исчезающим кругом.
2. Звезды слабо мерцают зеленоватым цветом.
3. Рога месяца остры.
4. Стрижи летают высоко.
5. Муравьи проявляют высокую активность.
6. Комары и мошки летают роем ("столбом").
7. Навозные жуки летают низко над землей.
8. Вечером кричат чибисы, звонко и часто поет зяблик.
9. Пчелы рано улетают в поле.
10. На траве, кустарниках, деревьях обильная паутина.
11. Все одуванчики раскрыты.
12. На прудах и реках заметны раскрытые белые лилии и желтые кувшинки.
13. Дым (при отсутствии ветра) поднимается вертикально вверх.
14. Угли в костре быстро покрываются золой, тлеют тускло.

К плохой погоде.
1. Сильно мерцают звезды красноватым или ярко-синим светом),
2. Звезды после ясного дня видны плохо.
3. Стрижи летают низко.
4. Зяблики "скрипят", а совы-сплюшки кричат днем.
5. Куры и воробьи купаются в пыли, воробьи громко чирикают.
6. Утки, чайки, лебеди часто ныряют, кричат громко, хлопают крыльями и плещутся.
7. Рыба выскакивает, из воды, хватает мошек.
8. Ящерицы скрываются в норках.
9. Лягушки выползают из болота и активно хрипло квакают.
10. Пчелы легают допоздна, вечером очень активны.
11. Муравьи прячутся в муравейники, закрывают в них ходы.
12. На земле не видно насекомых, а земляные черви выползают на поверхность.
13. Собаки мало едят, много спят, сильно катаются по земле.
14. Кошки "умываются" - трут лапами морду и уши больше и дольше, чем обычно.
15. Скот жадно ест траву.
16. Лошади храпят и фыркают.
17. Оживленно пересвистываются бурундуки.
18. Закрыты цветы одуванчиков, белых лилий, желтых кувшинок.
19. Усиливается слышимость звуков, усиливаются запахи.
20. Гудят провода высоковольтных ЛЭП.
21. Дым (при отсутствии ветра) клубится и стелется по земле.
22. Угли костра ярко тлеют.

Источник: http://www.skitalets.ru

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наблюдаем за природой.
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
Ир,спасибо :a_g_a: .Чего-то я так этой темой увлеклась-уже целый час по поисковикам прыгаю. Выискиваю интересное о наблюдениях за природой. :-)

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наблюдаем за природой.
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
А здесь есть календарь примет для украинцев-

http://www.ukalendar.ru/calendar/

Интереснейшая статья.
http://rus.1september.ru/2001/48/2.htm

Традиционный календарь Северо-Востока России
http://www.komi.com/Folk/komi/txt231.htm


Русский календарный стиль
http://ariskpriest.narod.ru/Vlasov.html

Какой будет зима?
http://www.vlasenko.ru/1500-nnn/1589-txt.htm

Обширный сайт(включая народные приметы)
http://russian-traditions.ru/

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009 23:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2009 16:24
Сообщения: 398
Откуда: Украина,Запорожье
ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ ПО МЕСЯЦАМ

http://www.domovest.ru/primet.html

http://primety-mag.narod.ru/primety-4.htm

http://primety.domovodstvo.net/

_________________
Елизавете 3 года и 6 мес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB