Чу-Детство

гармоничное развитие детей
Текущее время: 24 авг 2017 11:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 355 ]  На страницу Пред.  1 ... 20, 21, 22, 23, 24
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 21 мар 2014 18:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 окт 2009 00:17
Сообщения: 4879
Откуда: Москва, Ясенево
Таня, самый известный http://freeedu.livejournal.com

_________________
Про Соню и не только
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 29 мар 2014 15:17 
Не в сети
Самый сладкий поцелуй!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июл 2009 23:31
Сообщения: 7801
Откуда: Москва
Поделюсь впечатлениями.
В силу своей деятельности, на этой неделе была на экскурсии в нескольких школах.
Я уже писала, что в Ковчеге - это было как глоток воздуха.
Потом было несколько частных школ в районе. Такое грустное зрелище. ((( Очень тесные помещения, маленькие классы, нет холлов для игр. И при этом вся система стандартна.
Вот, к примеру, Петровская школа на Динамо.http://petrovskaja-school.ru/
По описанию все прямо супер-супер, после школы сразу в МГУ. А по факту тюрьма тюрьмой. Дышать было не чем внутри... Классы пустые, не оборудованные. Химические и физические опыты показывают видео с компьютеров. Наш клуб, где оборудование для детей с 0 до 6 и то, на много круче выглядит.
Как в фильмах "Общество мертвых поэтов" и "Хористы" - несколько самоубийств, а те, кто выдержит в МГУ.

А вчера была на Курской в монтессори школе,http://www.montessori.ru/school/ которую открыла ассоциации Монтессори в России.
Там учится всего 7 человек в группе от 6 до 9 лет. Но КАК они учатся!!!
У них такие потрясающие проекты, столько оборудования! Ленты времени, доклады, экскурсии. Я аж позавидовала этим детям.
У педагогов глаза горят!
Снова было для меня как глток воздуха. Очень меня увлекает система Монтессори, хотя я и не собиралась ей увлекаться. Но теперь в мае пойду скорее всего учиться на школьную программу по монтессори. Там оказывается все так четко и ладно, что дети осваивают все школьную программу и даже больше. Спокойно, без домашних заданий и оценок.

Интересно педагог монтессори про оценки вчера сказала.
- Как можно оценивать ребенка? Прошли тему, ребенок не понял. Прошли ее еще раз. Еще раз. Не понял? Снова прошли. Пока не поймет. Понял? Пошли дальше? В обучении ребенка нет места оцениванию.
Нужно учитывать что в монтессори у каждого ребенка свой индивидуальный темп и план развития. И в школьном возрасте они уже сами учатся планировать свое время. Сами составляют себе план на год, месяц, неделю, день.


А сегодня я была на педагогическом марафоне. http://xn--80aa8agek3a.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/
Организовывает издательство "1 сентября"
Идет почти целый месяц. Сегодня день учителя начальной школы.
Выбрала лекцию по инновационным подходам к обучению....
Жуть... Сидела смотрела вокруг.. И становилось плохо...
Знаете что сейчас считается инновацией?
- Задавать вопросы детям, к примеру! - кто только придумал такую гениальную новаторскую идею!!!
- Работать индивидуально, парами и группами...
И все в том же духе...
Я сидела и не понимала, что я тут делаю..
И ладно, я.. А люди вокруг, человек 300 учителей начальнйо школы??? Они что тут делают???
Педагокика Монтессори ушла далеко вперед классического образования, судя по этим новаторским решениям.

В какой то момент мне даже стало стыдно, что я там нахожусь и я сбежала...
Да уж, такие мероприятия укрепляют во мне веру, в то, что мой ребенок никогда не переступит порог классической школы...

_________________
Анастасия, 11.11.2008 г.
Матвей, 14.06.2012 г.
Наши дневники http://www.chu-detstvo.ru/phpBB3/viewforum.php?f=305

______________________________
Жизнь - это подарок Бога тебе.
То, как проживёшь эту жизнь, - это твой подарок Богу.


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 29 мар 2014 17:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 окт 2009 00:17
Сообщения: 4879
Откуда: Москва, Ясенево
Инна, большое тебе спасибо, что делишься! Очень интересно и полезно!

_________________
Про Соню и не только
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 30 мар 2014 00:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 июл 2009 00:07
Сообщения: 756
Откуда: Днепропетровск, Украина
Инна, и от меня спасибо! Для меня очень важны твои впечатления и размышления. :ro_za:

_________________
Даше и Насте 8 лет (15 мая 2007), Диме 3 года (22.02.2012)
Наш новый домик! Заходите в гости!
Немного о своем


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 10 июн 2014 06:49 
Не в сети
Самый сладкий поцелуй!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июл 2009 23:31
Сообщения: 7801
Откуда: Москва
Девочки, у меня тут новая любовь)))) Рустам Курбатов.
Мы сейчас с ним в тесном сотрудничестве. Просто поражает человек.
Диреткор школы Лицей Ковчег, которая за Красногорском.
Очень рекомендую почитать его книги. Он конечно, просто волшебный, все переворачивает.
Можно бесплатно сегодня и завтра послушать его вебинар он-лайн:
Завтра будет семинар о Пупырышках.
Вопросы можно заранее.
Вебинар «Нескучная школа!»
http://kurbatov.onwebinar.ru/
Вход свободный!
Перепост приветствуется!

10.06.2014
14.00 – 15.00
ВСЕ ДЕЛО В ВОЛШЕБНЫХ ПУПЫРЫШКАХ

Семь секретов начальной школы.
* Письмочтение.
Как учить писать и читать одновременно.
* Литературный театр.
Во что можно играть на уроках чтения?
* Вокруг света за 8 часов.
Проекты по естествознанию.
* Живая история.
Истории, рассказанные бабушками и дедушками.
* Где тут делают Говорящую книгу?
Еще один способ научить ребенка читать.
* Уроки свободного текста.
Нужно ли знать правила, чтобы грамотно писать?
* Все дело в волшебных пупырышках.

_________________
Анастасия, 11.11.2008 г.
Матвей, 14.06.2012 г.
Наши дневники http://www.chu-detstvo.ru/phpBB3/viewforum.php?f=305

______________________________
Жизнь - это подарок Бога тебе.
То, как проживёшь эту жизнь, - это твой подарок Богу.


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 10 июн 2014 15:01 
Не в сети
Папин любимый сын!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июл 2009 23:36
Сообщения: 5429
Откуда: мос.обл
спасибо ,Инна!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 19 май 2015 18:33 
Не в сети
Папины любимчики!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июл 2009 21:36
Сообщения: 6182
Оригинал взят у caballo_marino в "С точки зрения бывшей двоечницы" :)
Сейчас очень модно стало поучать подростков: мол, школа тебя не готовит к реальной жизни, а вот погоди, пойдешь работать, тогда узнаешь. Там-то с тебя спросят качество работы и дисциплину. Все остальное никого не интересует. "Искать себя" будешь в отпуске, если уж тебе этого так хочется. И наказания за каждую ошибку будут посерьезнее двоек. Хорошая школа тебя бы к этому подготовила, но где они сейчас, хорошие школы? Все носятся с вами, все либеральничают - ах, не задеть достоинство, ах, раскрыть способности и прочие сюсю. Вот раньше (у каждого свои представления о том, в каких временах затерялось это идеальное "раньше") тебя там научили бы главному - работать. Пахать! На результат. А теперь этого нет, так что готовься - туго тебе, паршивцу избалованному, придется, когда с тебя начнут жестко требовать качества.

Когда я была подростком, нам это все тоже твердили. Но реже, ленивее, без такого напора. Или мне сейчас так кажется, что напор был слабоват, по крайней мере, меня он в нужную сторону склонить не мог, я только отмахивалась. Отвяжитесь от меня со своей работой, на работе деньги платят. Деньги - это, конечно, было больше для красного словца, чтобы дать повод добродетельным взрослым поахать над меркантильностью подрастающего поколения. Хотя на самом деле вопрос мотивации тут тоже не последний. Но главное - мне казалось вопиющей глупостью сравнивать учебу с работой, потому что на работе я должна буду делать то, что уже умею. А для этого мне как раз сейчас учиться надо, и мне тупо некогда таскаться в вашу дурацкую школу делать вид, будто я уже всему выучилась и работаю. На результат и качество.

Вот интересно: кто-то сомневается, что учеба и работа - принципиально разные виды деятельности, и из соображений эффективности их никак не следует организовывать одинаково? Однако школьная система обучения всегда строится как имитация работы, когда единственная задача ученика - выдать готовый продукт, изготовленный в соответствии с определенными стандартами качества: классную работу, домашнюю работу, контрольную работу. Контрольные-то еще понятно: "делать работу" на оценку - нормальный способ проверить уже усвоенные знания. Но для того, чтобы чему-то учиться, он, по-моему, очень мало подходит.

Я хорошо помню, что именно этим меня удивила школа еще в первом классе: оказывается, тут не учатся, а играют в работу. Под постоянные напоминания строгим голосом: "Это твоя работа! А как ты хотела? А как же ты потом работать будешь?" Форма, жесткое расписание, трудовая дисциплина, план, конкуренция, дедлайны и штрафные вычеты. Поначалу это меня устраивало: во-первых, какая-никакая новая игра, во-вторых, это ничему пока не мешало: играли-то с тем, что я в основном уже умела, а все эти "отступить три клеточки, записать в четыре столбика" были единственной новой задачей, на которой и можно было спокойно сконцентрироваться, а в этом случае в ней нет ровно ничего сложного. Потом наскучило, тем более что все это было все-таки не совсем понарошку, и, в частности, "штрафы" предполагались вполне реальные. Нет, меня-то за оценки не лупили, моих родителей четверки даже больше устраивали, чем пятерки, да и двойки-тройки грозили только словесным выговором, но это не мешало мне понимать, для чего на самом деле эти двойки ставятся. А главное, чем дальше, тем становилось очевиднее: на двух стульях не усидишь. Либо учиться, либо "готовиться к реальной жизни", старательно ее имитируя и закрывая глаза на неустранимые различия. Одновременно эти задачи не решаются. Чтобы эффективно чему-то учиться, нужно как раз то, чего в школе нет и не предполагается: хотя бы относительно спокойная и комфортная обстановка, чтобы можно было сосредоточиться, возможность экспериментировать, ошибаться и исправлять ошибки - без страха наказания, столько раз, сколько тебе нужно для закрепления навыка. Но на работе так нельзя, значит, и в школе нельзя - мы же здесь готовимся к реальной жизни, а не дурака валяем? Нужно сразу приучать! Понятно, что "приучить" толком тоже не выходит: отличия от настоящей работы (нулевая мотивация, изначальная ненужность самого "конечного продукта", условность и часто бессмысленность требований к его качеству, принудительность, немыслимые ни по какому КЗоТу условия труда и многое другое) никак не получается обойти. Это все равно что не просто начинать учить плавать с упражнений на суше, а требовать, чтобы сразу, прямо вот тут, на суше, поплыли. А то как же они потом в воде будут?..

Вроде бы очевидный выход - учиться дома, после уроков, но и дома, когда приходишь из школы уже с чугунной головой, нужно опять-таки "делать работу". Домашнюю. На оценку. Когда проверка знаний отнимает такое несоразмерно большое количество времени и сил, на собственно учебу их просто не остается. Когда "сделать работу" - самоцель, а "работ" этих делается в среднем штук по десять в день, любой нормальный человек будет искать способы отделаться от них побыстрее и полегче. И эти способы с нормальной, эффективной учебой обычно тоже мало совместимы. Хотя с точки зрения "ты на работе" вполне разумны: для работника как раз естественно искать оптимальный баланс между затратами труда и качеством продукта. Ведь правда же, даже самые добросовестные из нас на работе не ставят перед собой цель поосновательнее напрячься, если результат, отвечающий всем требованиям, можно выдать с гораздо меньшими усилиями?

Между прочим, в "школьных повестях" годов так до пятидесятых включительно это очень частый мотив: там дети только и делают, что изобретают хитрые способы "сделать работу", ничему не учась. Списывания, подсказки, шпаргалки, папа у Васи силен в математике... (Я-то и тут удивлялась, зачем столько лишних движений, мне вполне хватало старинного народного метода - "хватать по верхам".) Естественно, книжные школьники рано или поздно понимали, что так нельзя, делались сознательными и усаживались зубрить. С реальными дело обстояло сложнее. Постепенно это вообще перестало осознаваться как проблема: "сделанная работа" принималась уже как достаточный результат сама по себе. Ребенок усвоил главное: на работе надо выдавать качественный продукт, чего вам еще от него надо? Сейчас и вовсе уже не редкость домашние задания, откровенно рассчитанные на то, что их будут делать "вместе с родителями", а то и просто "задания для мам". Чему научился второклашка, пока мама делала ему презентацию в PowerPoint, - это вообще не критерий. Единственный критерий - качество работы. Поэтому тот, кто делал сам, закономерно получит низкую оценку, да еще и мама окажется в черном списке неблагополучных родителей, которые детьми не занимаются.

Между прочим, по первоклашкам часто бывает видно, кто из них дома уже чему-то учился, кто не учился, а кто готовился к школе. Как ни смешно, они еще до школы очень заметно делятся на скулеров ("в детском саду всему, чему надо, научат, да и социализируют заодно"), хоумскулеров ("нет, мультики потом, мы с тобой сегодня должны выучить еще две буквы и проверить, как ты вчерашние запомнила"), антискулеров ("успеет всему научиться в школе, а пока незачем голову забивать и отнимать детство") и анскулеров, которые учатся чему попало и как попало ("если интересно - значит, не рано, если пока не интересно - успеет еще"). Казалось бы, последние должны далеко уступать в знаниях и навыках и первым, и вторым - но нет, чаще всего не уступают. Пока кто-то со слезами свои две буквы в день учит, они уже толстые книги читают. Кажется, это в основном и есть те самые "ложные вундеркинды", которые потом не оправдывают надежд, вырастая не гениями, а просто неглупыми и компетентными людьми. (Или ни на что не годными неудачниками, или невротиками, или ленивыми раздолбаями - тоже бывает.) Это их худые черти бермутят воду во пруду. Это они приходят в первый класс, бегло читая и считая "до скольки угодно" с того возраста, с какого себя помнят. Это у них дома в наказание отбирают книжки - у кого приключенческие, у кого научно-популярные :)) Это они хватают на лету новый материал, когда учитель вроде и объяснить-то еще ничего не успел, только проблему обозначил. Это им в принципе незнакома стандартная школьная беда: "знаю правило, но не умею применять". И это их обычно рекомендуют все-таки подержать дома еще годик, потому что к школе они совершенно не готовы. На самом деле ни годик, ни три годика тут ничего не изменят, и "игровая мотивация" может не смениться "учебной" вплоть до старших классов, если не додавят... просто потому, что "учебная" хуже работает. Когда потом выясняется, что никаких таких уж фантастических способностей у них нет, кто-то злорадно усмехается (вот они, ваши дутые вундеркинды!), а кто-то возмущается, как будто его обманули. Да никакого обмана, эти дети в большинстве своем с самого начала не опережали свой возраст, а просто более эффективно использовали его возможности. В свое удовольствие. В школе им, конечно, часто приходится нелегко: именно потому, что они уже любят и умеют учиться, но "не приучены к труду", а точнее, ни в какую не хотят менять привычные, отлично работающие инструменты на школьные, громоздкие, неудобные, неэффективные, зато готовящие к реальной жизни, в которой, несомненно, пригодится навык мыть пол зубной щеткой. А ведь, если уж говорить о реальной жизни, такие дети как раз совсем не худший материал для "хорошего работника". Они обычно самостоятельны, мотивированы, нацелены на результат и на самом деле вовсе не ленивы. Им нужна-то самая малость - чтобы труд был осмысленным и чтобы КПД у него был повыше, чем у паровоза.

Самое печальное, что школа им таких возможностей не предоставляет вовсе не обязательно из вредности. Многие из ее недостатков устранить невозможно или очень трудно. Учиться самому при наличии какой-никакой мотивации и учить одновременно кучу детей, у многих из которых такой мотивации нет, - это очень разные задачи. Плюс почти всех этих детей просто нужно так или иначе держать в куче и под присмотром, пока их родители на работе, и это еще одна задача, параллельная, хотя полагается делать вид, что их только и именно для учебы (ну, для социализации еще) здесь собрали. Но, может быть, что-то и можно было бы сделать, если для начала хотя бы перестать выдавать эти недостатки за достоинства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 20 май 2015 21:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 окт 2009 00:17
Сообщения: 4879
Откуда: Москва, Ясенево
Аня, отличная статья :co_ol:

_________________
Про Соню и не только
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 21 май 2015 06:19 
Не в сети
Самый сладкий поцелуй!

Зарегистрирован: 06 сен 2009 00:22
Сообщения: 3579
Спасибо, Анечка! :ro_za:

_________________
Мои сентябрики: сыночек (1998) и доченька (2008)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Поговорим о школе
СообщениеДобавлено: 03 сен 2016 10:57 
Не в сети
Папины любимчики!
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июл 2009 21:36
Сообщения: 6182
Ира Мячик http://ira-myachik.livejournal.com/15845.html
Отправляемся ли мы в школу сами, ведем ли туда ребенка, в голове всплывают воспоминания о годах, проведенных в этом чудесном заведении, а вместе с ними и страхи. Один из главных - страх оценки. Он с нами часто остается на всю жизнь.
Со мной – точно, я получала оценки (разные), я ставила оценки (разные), я получала табели детей (тоже разные). И очень много думала о том, как же мне свести зависимость от оценок к нулю. Я знаю много людей, которые говорят о вреде оценок, неадекватности их, глупости, бессмысленности и несправедливости, но я не знаю ни одного взрослого, кто бы не зависел от оценочных суждений со стороны. Хотя постулируют такую независимость многие. История про детей – еще мощнее.
Начнем с вреда. Чем же опасны оценки?

Для человека очень важно наличие общества, людей, которые его окружают, принимают, ценят, людей с которыми он вместе. А еще для человека жизненно необходимо знать, что он хорош и ценен. А как он это узнает? Правильно, через обратную связь, когда окружающие тебя люди скажут, какой ты. Сказать можно по-разному. Но оценкой проще всего. Что такое «молодец» или «ну ясно, что я тебя люблю»? Ничего. Грамотную обратную связь давать мало кто умеет. А вот оценка – это понятно, и можно сколько угодно говорить, что оценка это не про личность, это лишь про твои академические навыки, а академические навыки - это лишь один из аспектов личности, но почему тогда, если я пропустил гол, играя в футбол во дворе, от меня отмахнулись, а если получил несчастную тройку – семья в трауре. И да, психологически подкованная мама говорит сквозь зубы: «Ничего! Оценки – не главное, бывает», но потом весь вечер только и обсуждает эту тройку с учительницей, папой, подругой.

Про личность или не про личность оценки - не так важно, важно, что оценка влияет на межличностные взаимоотношения. Разрушает их.


В первый класс дети идут в 6-7 лет. Если мы заглянем в учебники по возрастной психологии, окажется, что это как раз период формирования «я-зеркального»: я не знаю еще какой я и кто я, но я очень хочу узнать, расскажите, дайте обратную связь. А так как обратная связь в нашей школе, как мы уже выяснили, дается только оценкой, то мотивация получать хорошие оценки превосходит и вытесняет все остальные мотивации, в том числе и познавательный интерес. Учусь не ради знаний, а ради оценки, мне важно, что бы Марья Ивановна меня похвалила. Что же дальше? А дальше – предподростковый и подростковый возраст, когда мнение взрослых уже не авторитетно, а значит и оценки не так интересны, но познавательный интерес вытеснен на предыдущей стадии. Тогда зачем учиться? Правильно - незачем. Вот и не учатся. По крайней мере в школе.



У нас всего 5 градаций. Из них только 4 и 5 положительные, причем оценка ставиться за «предмет». Таким образом практически невозможно учитывать личностный рост. И если твой навык серьезно не дотягивает до «3» (ты решаешь 2 примера из 10), то можно не стараться (даже если будешь решать 4 из 10 – рост в 2 раза), а сразу плюнуть, какая разница – в этом полугодии «4» не видать точно. Или, например, ты гениально пишешь сочинения, знаешь все правила русского лучше Розенталя, складываешь стихи и цитируешь Овидия пополам с Блейком. Но! На 3-4 страницы очередного эпистолярного шедевра ты пропускаешь несколько запятых и путаешь пару букв… А у нас же одна оценка «за русский язык», и обеспечена тебе вечная борьба за «4» со всеми твоими белинскими. И вот уже «выученная беспомощность» радостно машет тебе рукой. В Америке, например, нет оценки «за английский», там делят английский на «чтение», «правописание», «рассуждение», «чистописание», «создание текстов».



В правильном, идеальном мире ребенка, ценен должен быть он сам. И так часто бывает в раннем детском возрасте, когда мы ценим улыбку, локон, время проведенное вместе. А потом ребенок растет и, расспрашивая его о прошедшем дне, мы основное внимание уделяем оценкам, которые напрямую влияют на наше настроение. Получается, что ценен не человек: сам по себе он ничего не стоит, свою стоимость он должен доказать оценкой (ничего себе звучит: доказать маме, что хорош, посредством оценки, выставленной чужим человеком). В результате, даже если в аттестате одни пятерки, самооценка может страдать всю жизнь. И хорошисты, троечники с их опытом взлетов и падений, а главное – принимающими родителями - оказываются гораздо успешнее отличников с их перфекционизмом и страхом успеха. Да, если Ваш ребенок круглый отличник, может быть вы просто выбрали ему школу не по уровню? Если ему все легко, то не стоит так уж этим гордиться. Или сосредоточьтесь на каких-либо внешкольных достижениях или переведите в углубленный класс.



Традиционно у нас есть иерархия предметов. Конечно, мы помним теорию множественного интеллекта Гарднера, которая говорит нам о том, что логическим и вербальным интеллектом таланты человека не ограничиваются, и всегда рады признать роль музыки или спорта в воспитании личности. Но на деле переживаем из-за оценок по русскому и по математике гораздо больше, чем из-за оценок по музыке или физкультуре. Ну что такое «три» за физкультуру? Ну форму забыл (странно, кстати, ставить оценку за то, что «забыл форму»). А вот «три» за контрольную по математике может стать трагедией вселенского масштаба. К чему же это приводит?



Внутриклассовая иерархия: кто лучше учится по «основным предметам», тот выше в негласных социальных рейтингах. Потому что определяет, «кто лучше» (конечно, не прямым текстом) именно вот эта женщина, стоящая у доски, а она любит отличников и хорошистов. Ну да, если ты принесешь пару дипломов за первое место по лапте или почетный лист за участие в конкурсе «юный паганини» есть шанс на время стать звездой, но в лидеры все-равно выйдут «отличники» и «хорошисты». Раньше был шанс поднабрать социальных очков, играя во дворе в квадрат, в футбол или продемонстрировать другие важные социальные навыки в детской среде. Но сейчас дети из одного класса редко встречаются после школы во дворе, так что часто становится не важно, как там ты играешь в футбол, сколько книг ты прочитал, можешь ли с места сделать тройное сальто назад и какую шалость ты можешь организовать.



Постепенно в детских головах рождается стойкое неприятие «основных предметов». Если Вы спросите у школьника, какой у него «любимый» предмет, чаще всего Вам ответят «окружающий мир» или «музыка», или «физкультура», в «нелюбимые» с ходу попадают «русский» и «математика». Что же, это разве так неинтересно? Собственно, те два предмета, которые описывают мир, дают к нему ключ? Нет! Дело в том, что именно эти предметы оказываются основным источником стресса, именно здесь оценивание со стороны учителя наиболее жесткое, а родительская реакция на него наиболее яркая.
Может быть стоит еще раз задуматься, что мы хотим получить на выходе: любовь к русскому языку или твердую 5? Некоторые хотят и одно, и второе. Так вот, от любви к «отлично» прийти проще, чем в обратном направлении. Внутрипредметная иерархия влияет и на учителей, так на окружающем мире я могу позволить себе показать интересный фильм или провести опыт, а русский буду гнать, там же ЕГЭ! Всего то через 10 лет, считай – послезавтра.



В нашей школе оценки зачастую становятся способом для манипуляции родителями. «Это думаете, Вашему Ване неуд? Это Вам, как маме\папе неуд!». Да, иногда так и говорят, дословно, но достаточно публично показывать оценки всех детей на родительском собрании с едкими комментариями, что бы родители не вполне успевающих учеников почувствовали себя виноватыми. Хорошо задуматься о том, что мол странно, когда кто-то берется вот так оценивать мои родительские функции, на каком собственно основании? И почему они вообще себе это позволяют? Лучше всего удивиться, недоуменно хмыкнуть и пойти себе дальше, но у нас обычно включается свой внутренний ребенок, который боится вот эту МарьИвановну. Мы боимся, нам становится стыдно, потом досадно, что на взрослую тетю так влияет двойка за криво нарисованную птичку, а потом мы выливаем весь этот эмоциональный коктейль на голову дочери или сыну. Мы знаем, как обидно получить три, когда всегда пять, или быть одним из тех, кто всегда получает два за диктант. Мы знаем, что сама оценка – достаточное и иногда непосильное наказание (кстати, успехи и неуспехи детей от одноклассников не скрывают), логично было бы поддержать в этой ситуации, а что делаем мы? Мы – добиваем. Уже лежачего. И что бы выжить они защищаются, иногда полностью отгородившись от нас, иногда вырабатывая свою систему ценностей, в которой и оценкам, и школе, и родителям отведено далеко не первое место.


Мы все твердим как мантру, что главное «знание». Какое «знание» или «знание чего» - тоже интересный вопрос, но о нем в другой раз. Ну тогда что же оценки и что с ними делать? Лучше всего, конечно, взять и отменить. Невозможно? Еще как возможно. Но сложно. И дожидаться мы этого светлого будущего не можем, ведь ребенок растет прямо сейчас, можем только надеяться, что нашим внукам повезет больше.
Что же делать? Принять (временно) мир с оценками и научиться нем жить

Есть сотни книг, статей, курсов и тренингов как пройти собеседование, как написать резюме, как составить мотивационное письмо. Почему? Потому что это – оценка и от нее зависит, возьмут тебя на работу, на учебу и т.д. И мы все понимаем, что пройти собеседование - отдельный навык, не всегда напрямую говорящий о твоих профессиональных достоинствах.

Если Вас не взяли на работу, ну поставили «два» за собеседование, Вы приходите домой и что ждете от мужа? Ну конечно, что бы он добавил, сказал Вам, какая Вы никчёмная, и «в следующий раз лучше готовься!». Нет? Хочется услышать: «Да черт с ней, с работой, найдешь другую! Ты же все-равно самая лучшая и любимая! Иди сюда, я тебя обниму». А потом, когда у Вас остынут эмоции, хочется, что бы любимый пришел к Вам и предложил помочь с резюме, или дал учебник «как пройти собеседование», или просто промолчал. Или внимательно выслушал весь поток Ваших мыслей на тему «а как я сделаю в следующий раз». Но почему с детьми мы поступаем по-другому? Не любим? Любим. Мы боимся.

Они же не будут учиться, если только любить и жалеть! Это не так. Они не будут учиться, если будем давить, или будем равнодушными. И «не пойдешь гулять, пока не исправишь все двенадцать двоек по музыке» и «да подумаешь, ерунда какая, пятнадцатая двойка по литературе» не работают. Дети расстраиваются из-за оценок, так же как и Вы из-за проваленного собеседования или неудачного выступления на конференции. Не стоит обесценивать и отрицать их чувства. Что же делать? Сказать, что понимаешь его сожаление, помочь выпустить гнев, если он есть, встать на сторону ребенка в случае очевидной несправедливости. И потом предложить помощь в том, что бы исправить и улучшить ситуацию, если это важно(!) для ребенка.

Сначала признать, что ребенок «плохо учится», не потому что хочет специально сделать несчастными Вас и себя. Не старается Вам назло. Почти всем нравится быть успешным. И никому не нравится, когда его ругают и критикуют. Просто почему-то не выходит получать те оценки, которые хочет он, или мама, или учитель. Первое, что стоит сделать, это сесть и выяснить, а собственно какие оценки хочется получать и для чего? Если при «таком ужасном почерке больше трех никогда не получишь», а эта тройка ни на что не влияет, то может и ладно, просто прекратите расстраиваться и реализуйтесь в чем-то другом. В стихосложении, например, латыни или тригонометрии. Определившись, что же является «допустимым минимумом» (для того чтобы остаться в этом классе, для того, чтобы тебя уважали одноклассники, для того, чтобы дома была спокойная обстановка), понять, а как его достичь, и возможно ли это в принципе.

Какую жертву мы готовы принести ради хорошей оценки (время, деньги на репетитора, душевное спокойствие, совесть?). Вернемся к примеру собеседования. Если нам говорят, что в этой компании дресс-код – пижама по пятницам, мы думаем, а стоит ли оно того, прикидываем размер вознаграждение и удовольствие от работы. Если да, то будем ходить в пижаме, нет – поищем другую работу. Вы уже поняли, я про клеточки. Никогда не говорите детям, что клеточки - ерунда. Это очень важно! Некоторым они сломали жизнь. Если вы идете туда, где клеточки, или решите, что тройка вас устроит (и она справедлива – требование было не «знания», а «клеточки»), или научите ребенка отступать эти самые клеточки. Для чего? Вам виднее. Что бы получить пятерку, наверное, а с ней уважение или спокойствие. Хотя сама по себе пятерка выглядит достаточно малопривлекательно, ее очень активно используют в не самой качественной рекламе детских товаров (мы же не дадим повлиять на наше сознания рекламе?). С другой стороны, возможно, при получении тройки ребенок теряет социальные очки, тогда важно подумать, а что вы делаете в коллективе, где человека судят по оценкам в дневнике? Хорошо, нам нужна пятерка. Что делать?

Важно понять, как заработать оценку. У разных преподавателей разные требования. Что такое «уметь проходить собеседование или писать хорошие резюме»? Это умение понять, что от тебя хотят, потом найти, есть ли оно у тебя, и продемонстрировать соответствующий навык или знание. Ну и при чем тут, «он разбирается в мат. анализе», если задание было – «продемонстрировать знание трех способов сложения двухзначных чисел»? Или демонстрируйте, что нужно, или бегите (что разумнее), туда где будут говорить о мат. анализе. Некоторые учителя требуют аккуратности, некоторые – полета мысли, некоторые – идеального поведения, кому-то нужно говорить комплименты. Подумайте о каждом, что хочет именно он, иногда это полезно. Заодно Вы решите, а подходит ли этот учитель Вашему ребенку.

Чуть-чуть о справедливости: недавно ученые выяснили, что потребность в «справедливости» у человека огромна, если ему кажется, что в мире что-то несправедливо, особенно по отношению к нему, уровень счастья и удовлетворения жизнью такого человека снижается. А счастливые люди учатся легче и лучше. Будьте очень внимательны к мнению ребенка о том, насколько справедлива оценка, а если Вы считаете, что она не права, спокойно попытайтесь объяснить свою точку зрения, признав его права на иную. И всегда стойте на стороне ребенка.

Очень хочется, чтобы с появлением в жизни оценок так же появлялись бы и курсы «как зарабатывать хорошие оценки вне зависимости от предмета» или «как не позволить оценкам в школе испортить Вашу семейную жизнь», и чтобы эти курсы были при школе. Бесплатные и обязательные. Пока их нет, и нам нужно каждый раз, когда при виде двойки в дневнике начинает стучать в висках или судорожно набирается воздух в легкие, спросить себя, а правда ли оценки в школе влияют на мою любовь к этому человеку? Да? Серьезно? Тогда нужно обратиться к специалисту.
Нет? Ну тогда почему я позволяю школе, учителям, оценкам, вторгаться в мою личную жизнь и отношениям с любимыми?
Для меня как психолога и педагога «идеальный вариант», это когда ребенок с двойкой идет к маме или папе и говорит, «что-то пошло не так, не поможешь разобраться?». И разобраться даже не в предмете (это обычно в другой момент требуется), а понять почему сейчас двойка, имеет ли она значение, и важна ли причина. Иногда – болел, иногда не понял что-то, иногда – учительница использовала инструмент оценок в качестве наказания. Главное относится к этому, как к перегоревшей лампочке – вкрутить новую и пойти дальше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 355 ]  На страницу Пред.  1 ... 20, 21, 22, 23, 24

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB